Запись на экскурсию доступна по ссылке
В 2025 году исполняется 45 лет с момента проведения XXII летних Олимпийских игр в Москве — события, ставшего знаковым не только для советского спорта, но и для всей страны. Выставка, расположенная на -1 и 1 этажах Аквакомплекса предлагает зрителям окунуться в атмосферу 1980 года через уникальные фотографии, афиши и плакаты, запечатлевшие яркие моменты соревнований и дух эпохи.
Основное внимание экспозиции сосредоточено на олимпийских объектах Лужников — главных спортивных аренах Игр. Здесь проходили торжественные церемонии, состязания по лёгкой атлетике, футболу, гимнастике и другим видам спорта. В фотографиях, предоставленных фотослужбой ТАСС и взятых из медиа-архива АО «Лужники», запечатлены не только спортивные баталии, но и эмоции атлетов, зрителей, создавших неповторимую олимпийскую атмосферу. Афиши и плакаты того времени отражают стиль советского дизайна, сочетающий лаконичность, символизм и патриотический пафос. Легендарный талисман Олимпиады — медвежонок Миша — встречает гостей выставки как символ гостеприимства и спортивного духа.
Экспозиция напоминает о том, как Москва, принявшая первые в истории Олимпийские игры в Восточной Европе, продемонстрировала миру свою организаторскую мощь, культурное богатство и стремление к мирному сотрудничеству. Несмотря на политические сложности, Игры-1980 остаются примером единства спорта и искусства, оставившим яркий след в истории.
ИГРЫ В МОСКВЕ
Соревнования Олимпийских игр с 19 июля по 3 августа 1980 года принимали: Москва (основная программа); Киев, Ленинград, Минск (матчи футбольного турнира вплоть до 1/4 финала); Таллин (парусный спорт).
В Москве были задействованы несколько спортивных объектов:
«Лужники» (в то время – Центральный стадион имени В.И. Ленина): Большая и Малая спортивные арены, Дворец спорта, бассейн, УСЗ «Дружба». На них прошли соревнования по водному поло, волейболу, дзюдо, конному спорту (личный конкур), лёгкой атлетике, спортивной гимнастике, футболу;
КСК «Битца»: конный спорт (остальные виды), современное пятиборье (верховая езда, бег);
СК «Олимпийский» (крытый комплекс и бассейн): баскетбол, бокс; водное поло, плавание, прыжки в воду, современное пятиборье (плавание);
«Крылатское» (велотрек, гребной канал и открытые территории): велоспорт, гребля академическая и гребля на байдарках и каноэ, стрельба из лука (командная велогонка прошла на трассе Москва – Минск);
Стадион юных пионеров: хоккей на траве;
Центральный стадион «Динамо» на Ленинградском проспекте (Большая и Малая спортивные арены): футбол, хоккей на траве;
ДС «Динамо» на улице Лавочкина: гандбол;
Стрельбище Динамо»в подмосковных Мытищах: стрельба, современное пятиборье (стрельба);
ДС «Сокольники»: гандбол;
ДС «Измайлово»: тяжёлая атлетика;
ЛФК ЦСКА: фехтование, современное пятиборье (фехтование);
УСЗ ЦСКА: баскетбол, борьба.
🔽 XXII летние Олимпийские игры в цифрах
5179 спортсменов (4064 мужчины, 1115 женщин).
195 медалей: 80 золото, 69 серебро, 46 бронза
В Лужниках было завоевано 28 золотых медалей — больше трети от общего количества!

РЕКОНСТРУКЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО: КАК СОЗДАВАЛИСЬ ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ
К Олимпиаде-80 «Лужники» претерпели масштабную трансформацию. Большая спортивная арена, построенная в 1956 году, была значительно модернизирована: обновлены трибуны с площадкой для инсталляции Чаши Олимпийского огня, построен современный пресс-центр, установлено электронное табло, новые мачты освещения, усовершенствованы беговые дорожки и поле. Малая спортивная арена также была реконструирована, получив новый фасад и современные спортивные площадки. Но самым значимым новшеством стало возведение Универсального спортивного зала «Дружба» – уникального сооружения в форме гигантской морской звезды. Его инновационная архитектура сделала его одним из символов Олимпиады и спортивного единства, ярким образцом модернизма второй половины XX века, стиля, к которому последнее время возвращается особый интерес.

🔽 Пресса об Олимпиаде в Лужниках
Вечерняя Москва, 29 апреля, 1979г.
ГЛАВНЫЙ СТАДИОН СТРАНЫ
В. СИЛЬЧЕВ, генеральный директор Центрального стадиона имени В. И. Ленина
В любое время года Лужники — гигантский город, поражающий своим размахом, изяществом и стремительностью линий — контуров многочисленных спортивных сооружений. Особенно красив главный стадион страны в эти весенние дни, когда он, помолодевший, примеряет олимпийский наряд.
Ведь именно здесь, над знакомой чашей Большой спортивной арены, 19 июля нынешнего года вспыхнет доставленный из Греции огонь Олимпийских игр.
Московские строители отлично потрудились, чтобы достойно подготовить стадион к Олимпиаде. Трудно перечислить всё, что здесь сделано за минувшие два с половиной года.
Обновились Большая и Малая арены, Дворец спорта, реконструирован бассейн, сооружено уникальное здание универсального спортивного зала «Дружба».
Предолимпийские работы велись на всех сооружениях комплекса, занимающего территорию в 180 гектаров. Сейчас строители покидают стадион, и в Лужниках начинается новый очень ответственный этап — непосредственная подготовка комплекса к Олимпиаде. Недалёк день, когда у нас начнутся тренировки спортсменов.
Здесь по олимпийской программе будут проходить соревнования по лёгкой атлетике, футболу, водному поло, гимнастике, волейболу, дзюдо и другим видам спорта.
В эти погожие весенние дни большое внимание уделяется благоустройству территории стадиона. Высаживаются деревья и кустарник, укладывается новый асфальт. Скоро распустится листва, заиграют яркими красками многочисленные цветники.
На Большой спортивной арене всё готово к открытию летнего сезона. 3 мая здесь состоятся спортивный праздник и футбольный матч с участием московских команд «Спартак» и «Торпедо».
Конечно, Олимпийские игры — огромное событие. И всё-таки вся работа проведена в Лужниках не только ради 16 олимпийских дней.
Модернизация спортивного комплекса позволила улучшить условия труда тренеров и педагогов, расширила возможности для тренировок спортсменов. Всё это позволяет приобщиться к спорту новым тысячам и тысячам москвичей.
Советский спорт, 10 августа 1980г.
Точка отсчёта — до «нуля»
Сегодня — День строителя. Сегодня все мы еще раз с признательностью отмечаем тех, кто возводил замечательные олимпийские арены, кто строит стадионы и Дворцы спорта, бассейны и спортзалы.
Есть у строителей такое выражение — нулевой цикл. «Сделать нуль» — значит, вырыть котлован под фундамент, забить сваи. Но ещё до этого на стройке появляются гидротехники. Они ставят колышки, ограждения и начинают рыть траншеи.
А когда потом у входа в новенький Дворец спорта или на стадионе собирается митинг, и спортсменам вручают символический ключ, о тех, кто начинал, увы, частенько забывают. Конечно, на торжестве присутствуют строители — те, кто наводил последний глянец. А первопроходцы уже давно трудятся в другом месте, нередко — в чистом поле. О том, что дворец, который они закладывали, сдан в эксплуатацию, узнают разве что из газет.
Они — это прокладчики коммуникаций, «подземщики», как нередко называют себя строители инженерных трасс.
Сначала на стройку приходят они — с лопатами. А уже потом вырастают стены, трибуны, крыша, облицовываются плиткой душевые.
Так, в 1956 году пришёл на Лужниковскую пойму бригадир комсомольско-молодёжной бригады гидротехников Владимир Поляков. Только что демобилизовался, с нагрудным знаком «Отличный пограничник» — и сразу же вернулся в свой трест, где начинал в 1946 году слесарем-сантехником.
— Приехали в Лужники, — рассказывает Владимир Филиппович. — Кругом камыш, лягушки квакают, хибары стоят. Только земснаряд уже работает — намывает песок. Сказали, что будет здесь стадион на сто тысяч человек. Я на «Динамо» часто ходил, прикинул: этот раза в два, наверное, побольше будет. И начали работать. Потом по газетам следил, как идёт стройка. Быстро построили.
Двадцать два года спустя, зимой 1978 года, Поляков — уже кавалер ордена Ленина — снова пришёл в Лужники. Стадион готовился к Олимпиаде. В тресте «Мострансгидрострой» Главмосинжстроя ему сказали:
— За два года нужно реконструировать и заново проложить три километра трасс. Мощности стадиона увеличиваются — появляются новые объекты. Работа сложная, коммуникаций много. Придётся работать на футбольных полях, у метромоста. Спортсмены мешать не станут, но движение поездов не остановишь.
Поляков согласился, что будет трудно. И потому в главке, куда он пришёл через несколько дней, его предложение удивило: оставить всего одну бригаду, уменьшить количество техники.
— Порядка будет больше, — доказывал он. — Один бригадир будет командовать. Мы с ребятами прикинули — все «за».
Колебались, но в главке согласились — удвоили бригаду, чтобы можно было организовать работу в две смены.
В семь тридцать утра Владимир Филиппович начинал рабочий день. В половине пятого вечера уходила первая смена, бригадир оставался со второй. Своим помощникам доверял, но должен был удостовериться, что всё идёт правильно, подготовиться к следующему дню.
Строго говоря, геодезические работы бригадир проводить не обязан — есть специальные службы. Но Поляков работает с нивелиром сам. В школе бригадиров, где он учился, преподавали геодезию.
— А я увлёкся, — говорит он. — Не хотите — шут с вами, буду заниматься один. Книжки достал, сдал на «пятёрку». И как же пригодилось! Мы хоть и укладываем сотни кубометров бетона, трубы по десятки тонн, но имеем буквально миллиметровые допуски. Для нас точность — первостепенное дело. Маляр плохо покрасил — увидели брак, заставили переделать. А у нас всё под землёй — в трубу не влезешь, когда трасса действует. Поэтому все уклоны должны быть точными.
Поляков знает не только геодезию — все специальности по своему профилю освоил. И в бригаде каждый имеет не менее пяти профессий. Поэтому простоев нет. Даже когда морозы за -32° и работы в траншее официально прекращаются, ребята не сидят без дела.
Работу, рассчитанную на два года, бригада Полякова закончила за полтора. Участники VII летней Спартакиады народов СССР, пришедшие в Лужники, и не знали, что под зазеленевшими газонами скрыты километры труб.
Особенно трудно, как и предсказывали в главке, было возле метромоста. Там шла почти ювелирная работа: с тяжёлой техникой не развернуться, многотонные детали и трубы подавали, рассчитывая всё на сантиметры.
— Ни авралов, ни ночных смен у нас не было, — говорит Владимир Филиппович. — А трудности... Они каждый день. То жара, то мороз, то ливень, то сушь. А план каждый день перевыполнять надо. Наверное, это и есть высший класс — трудиться без авралов. И не день, не два — а всё время.
Дважды за время работы в Лужниках бригаде Полякова вручали вымпелы Оргкомитета «Олимпиада-80», ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Один из них оставили бригаде навечно. А вместе с вымпелом — премия: пять тысяч рублей. Часть денег выдали на руки, три тысячи — израсходовали по решению коллектива.
— Один раз купили туристскую путёвку, поехали в Ленинград, — вспоминает Поляков. — Во всех музеях побывали. В другой раз купили спортинвентарь — мячи, лыжи, костюмы, бутсы. Хранить негде, роздали ребятам. Я по своему сыну Сашке сужу: есть клюшка — идёт на площадку. Так и ребята: есть лыжи — волей-неволей пойдёшь кататься.
Сам Поляков тоже увлекается лыжами, раньше играл в футбол. В его бригаде многие — футболисты. В Очакове, где сейчас работают подземщики, в глубоком котловане трудится помощник бригадира Евгений Панюшкин. Ещё в училище он проходил практику у Полякова, потом отслужил в армии, вернулся. Запасной футболист, но участвовал в турнирах среди строителей олимпийских объектов.
— Удачно?
— Главное — участие, — улыбается он.
На следующее утро я приехал на объект рано, до начала смены. Панюшкин уже расставлял людей, выносил лопаты — поблескивающие на утреннем солнце. Николай Носик, начальник участка, замечает:
— Уточните: вы про штыковые распоряжения или про лопаты?
— То, другое, — улыбается он.
Бригаде придана разнообразная техника: бульдозеры, грузовики, краны, экскаваторы.
— И всё-таки лопаты нужны, — говорит Поляков. — Откос сделать ровный. Или вот дренажные трубки проложить — канавку надо небольшую, а машины такой нет. Лопата выручает.
Такое уважение к простому орудию у Владимира Филипповича с детства — в войну помогал родным копать траншею для газопровода Саратов — Москва. Копали вручную. Не тогда ли он решил стать подземщиком?
— Строг, но справедлив, — сказал о нём Носик. Потом я узнал: за последние десять лет из бригады уходили только на повышение или в армию. После службы многие возвращаются. За последние годы — ни одного дисциплинарного нарушения.
В бригаде четыре коммуниста — всем им рекомендации давал заместитель секретаря партбюро треста В. Ф. Поляков. А рекомендацию Евгению Панюшкину теперь даёт уже Герой Социалистического Труда Владимир Филиппович Поляков.
Это самое высокое звание в стране было присвоено ему в канун открытия Олимпиады — «за выдающиеся успехи, достигнутые при строительстве и реконструкции олимпийских объектов в Москве», как сказано в Указе. Ещё четверо из бригады награждены орденами и медалями — Е. Панюшкин, А. Большаков, С. Кочергин, В. Симанков.
...Мы сидим у Полякова в уютной квартире. Сын Александр только что ушёл на дежурство — дружинник. Дочь Лида окончила строительный институт, работает экономистом. Сейчас в отпуске, отправилась на Эльбрус — заядлая туристка и альпинистка. Жена Раиса Ивановна хлопочет на кухне. На полках книжного шкафа выделяется ряд серых корешков — серия «Жизнь замечательных людей».
— Дочь собирает?
— Нет, я.
— Самая любимая?
Поляков достаёт томик:
— Томас Манн. Какая цельная натура, дух неукротимый...
На столе листки с цифрами. Перехватив мой взгляд, Владимир Филиппович поясняет:
— Прикинул тут: к концу года сможем сверх плана на 248 тысяч рублей работ выполнить. Надо с ребятами посоветоваться — что к съезду партии сделаем...
Когда у вас будет открываться Дворец спорта, спортзал или стадион, и вы будете благодарить монтажников и отделочников — не забудьте доброе слово сказать и о тех, кто пришёл сюда самым первым, ещё до «нуля».
В. Володин
БОЛЬШАЯ СПОРТИВНАЯ АРЕНА
Большая спортивная арена стала главным символом Олимпиады-80. Именно здесь состоялись грандиозные церемонии открытия и закрытия Игр, навсегда оставшиеся в памяти миллионов зрителей. Под сводами стадиона разыгрывались медали в лёгкой атлетике — королеве спорта. Кроме того, арена приняла футбольные матчи и состязания по конкуру.
Церемония открытия
19 июня 1980 года, ровно за месяц до открытия Игр, олимпийский огонь по традиции был зажжён в греческой Олимпии.

Общая протяжённость эстафеты огня составила около 5000 км. Пусть прошел по территории: Греции – 1170 км (через Олимпию, Патры, Коринф, Афины, Фивы, Ларису, Верию, Салоники); Болгарии – 935 км (Благоевград, София, Пловдив, Шипка, Велико-Тырново, Плевен, Русе); Румынии – 593 км (Джурджу, Бухарест, Плоешти, Бузэу, Бакэу, Яссы); СССР – 2302 км. 5 июля 1980 года огонь пересёк границу Советского Союза в районе посёлка Леушены Молдавской ССР.
В пятницу, 18 июля, факел встретили в Москве на развязке Минского и Можайского шоссе, затем пронесли через Триумфальную арку на Кутузовском проспекте. Ночь перед открытием Игр огонь провёл в здании Моссовета на улице Горького.
Официально церемония открытия началась 19 июля в 16:00. В день открытия огонь пронесли по проспекту Маркса (н.в. Моховая ул.), Волхонке, Метростроевской (н.в. Остоженка ул.), Комсомольскому проспекту. Виктор Санеев3-кратный олимпийский чемпион легкоатлет, сделав круг по дорожке «Лужников», передал факел олимпийскому чемпиону по баскетболу 1972 г. Сергею Белову.
От имени участников олимпийскую клятву произнёс герой Игр в Монреале гимнаст Николай Андрианов, а от судей – прославленный борец Александр Медведь. На табло стадиона появилось изображение советских космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина — экипажа космического корабля «Союз-35». Они из космоса обратились с приветствием к олимпийцам.
Впервые в своей истории в Олимпийских играх участвовали Ангола, Ботсвана, Иордания, Лаос, Мозамбик и Сейшельские Острова. Под новыми названиями на ОИ выступили Шри-Ланка (ранее — Цейлон), Бенин (ранее — Дагомея) и Зимбабве (ранее — Родезия).
Сегодня Чаша, в которой зажигался огонь, установлена на Аллее славы рядом с бронзовой скульптурой Олимпийского Мишки.
Лёгкая атлетика:
Виктор Санеев (СССР) завоевал четвертую олимпийскую медаль в тройном прыжке, правда, на сей раз не золотую, уступив Яаку Уудмяэ.
Юрий Седых выиграл золото в метании молота: 81,80 м — мировой рекорд!
Надежда Олизаренко пробежала 800 м за 1 минуту 53,43 секунды — ещё один мировой рекорд, побить мировое достижение удалось и Надежде Ткаченко в пятиборье (5083 очка).
Также мировые рекорды установили поляк Владислав Козакевич в прыжках с шестом – 5 м 78 см и Герд Вессиг из ГДР в прыжках в высоту – 2 м 36 см.
Илона Слупянек – немецкая легкоатлетка, которая специализировалась в толкании ядра, победила с олимпийским рекордом — 22,41 м, он и по сей день остаётся непревзойдённым.
Эфиопский стайер Мирутс Ифтер первым среди соотечественников победил в беге на 5.000 м и 10.000 м.
Футбол:
В футбольном турнире победу одержала сборная Чехословакии, обыгравшая в финале ГДР, а советская команда взяла бронзу, уступив будущим чемпионам в полуфинале.
От участия из-за бойкота отказались Аргентина, Гана, Египет, Норвегия, США и другие – хотя серьёзными оппонентами ГДР, СССР те бы всё равно не стали.
С заменившими отказников Венесуэлой, Замбией, Кубой (они оказались с СССР в одной группе) пришлось ещё легче. По счёту особенно просто далась игра с Кубой – 8:0. Да и Венесуэлу обыграли без особых проблем – 4:0.
– Но сражались эти ребята отчаянно, – рассказал знаменитый российский футболист Юрий Гаврилов. – Например, однажды, когда играли с гэдээровцами, меня вырубили так, что пришлось зашивать губу и пропустить следующую игру. В целом это был не наш день. Не можем забить – и всё: то штанга, то их вратарь мяч спасает… А у них один угловой – и гол! Обидно! Пришлось нам играть только за третье место.

Конкур:
В конкуре (преодоление препятствий) золотую медаль выиграл польский всадник Ян Ковальчик. За несколько недель до мероприятия поляк упал с лошади и сломал ключицу. В довершение всего его конь Артемор во время тренировок стал отказываться подчиняться. Только смена костюма Ковальчика (с фрака на обычную военную форму, что разрешалось регламентом) улучшила «настроение» коня.
ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН
Водное поло:
Турнир стартовал в «Лужниках», а завершился в СК «Олимпийском» победой сборной СССР, за которую выступали такие звёзды, как Евгений Шаронов, Владимир Акимов, Евгений Гришин, Майт Рийсман, Александр Кабанов, Алексей Баркалов, Эркин Шагаев, Георгий Мшвениерадзе, Михаил Иванов, Вячеслав Собченко.

Лучший вратарь мира Евгений Шаронов рассказывал:
–Предыдущие Олимпийские игры в Монреале провалили– и стояла задача реабилитироваться.Был обновлён состав, в итоге получился прекрасный сплав молодости и опыта… И, конечно, обязательно надо отметить наших тренеров: Бориса Абрамовича Гойхмана, работавшего с вратарями, Вячеслава Александровича Скока и, разумеется, главного тренера – Бориса Никитича Попова.
Мы провели восемь матчей, во всех выиграли! Наше золото – полностью заслуженное ещё и потому, что команды, которые не приехали из-за бойкота, не были в числе фаворитов. А подтвердили мы свой уровень и на следующий год на Кубке мира в США, и на мировом первенстве 1982 года, и на Кубке мира в 1983-м…
Отличалась ли игра в открытом бассейне «Лужников» и в закрытом «Олимпийском»? Конечно, и полёт мяча, и акустика – тут всё разное. Другое дело, что сложнее было бы наоборот: из закрытого в открытый переходить! Да и знали мы лужниковский бассейн прекрасно, тренировались там много, участвовали, например, в Спартакиаде народов СССР в 1979 году.
МАЛАЯ СПОРТИВНАЯ АРЕНА, УСЗ «ДРУЖБА»
МСА стала местом триумфа мужского волейбола. В упорных матчах команды демонстрировали невероятную волю к победе, а сборная СССР во главе с Вячеславом Платоновым не оставила шансов соперникам. Их золотой успех, наряду с победой женской команды, сделал эти Игры по-настоящему историческими для советского спорта.
Волейбол: мужской, женский.
Победили в волейбольных турнирах мужская и женская сборные СССР.
Николай Карполь выиграл первые Олимпийские игры с женской сборной. Владимир Кондра до 2012 года оставался единственным в мире волейболистом, завоевавшим полный комплект олимпийских наград — золото, серебро и бронзу. За выдающуюся игру журналисты назвали его «волейбольным Пеле».
ДВОРЕЦ СПОРТА
Дзюдо:
В дзюдо золотые медали завоевали советские спортсмены: Николай Солодухин (до 65 кг) и Шота Хабарели (до 71 кг).
Спортивная гимнастика:
Гимнаст Александр Дитятин (СССР) выиграл 8 медалей в восьми видах гимнастической программы: три золотые, четыре серебряные и одну бронзовую! Это достижение внесено в книгу рекордов Гиннеса.
Среди женщин блистала советская гимнастка Нелли Ким, завоевавшая две золотые медали, а также румынка Надя Команеч.

Церемония закрытия
В самом конце церемонии 3 августа гостей и телезрителей ждал сюрприз, который помнят до сих пор. На середину стадиона, ухватившись за разноцветные воздушные шары, под песню композитора Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова «До свидания, Москва» в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой выплыл огромный Миша – олимпийский символ. Он помахал на прощание лапой и стал медленно подниматься над стадионом до тех пор, пока не исчез в ночном небе, заставив зрителей и участников плакать…
🔽 О чем не ведал стадион
Комсомольская правда, 6 августа, 1980 г.
О ЧЕМ НЕ ВЕДАЛ СТАДИОН
Вот теперь секретов нет, улыбается Иосиф Михайлович ТУМАНОВ, народный артист СССР, главный режиссёр массового театрализованного представления открытия и закрытия Игр XXII Олимпиады в Москве.
Мы беседуем в его комнате Большой спортивной арены стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках. Иосиф Михайлович счастлив. И не пытается скрывать этого. Еще бы! Советскому искусству, советскому спорту, поразившим — другого слова не подберешь — миллионы людей, плававших величественными церемониями открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве, рукоплескали весь мир. А он — причастен к этому самым непосредственно.
— А что, Иосиф Михайлович, грустно вам было расставаться с Мишей, улетевшим в московское небо вечером 3 августа?
— Конечно, грустно. Только 4 августа мы вновь увиделись с ним. Миша оказался необыкновенной умницей. Попрощавшись со стадионом в Лужниках, он поднялся вверх на 800 метров. Судя по всему, наслаждался ярким фейерверком, какое представляла в тот вечер красавица Москва, и в полночь приземлился на лужайке за университетом. Обратите внимание: никто не знал района посадки. Не задавал время приземления. Всё сам.
— Вы говорите о нём, как о живом…
— Как не шутить. С Мишей у нас были особые хлопоты. Во-первых, были люди, которые противились самому полёту Миши, утверждая, что мишки, мол, не летают. Убедили их. Во-вторых, согласитесь, репетировать с 8-метровым летуном — непросто. Ведь не будешь его всякий раз выпускать в небо. И всё же на репетициях два раза мы делали это. Давали ему возможность приподняться над землёй метров на 30–40 — потом возвращали обратно. Миша был непослушным: то заваливался на бок, то отклонялся в сторону. Волновались за его участь. Но он не подвёл. В день закрытия поднялся как-то изящно, вальяжно в небо.
Миша наш — это самый настоящий аэростат, заполненный гелием. Его тело — прочный баллон с множеством клапанов. Самому себя ему поднять было трудно, и мы помогали ему шарами, также наполненными гелием. Когда Миша «оторвался» от земли, мы открыли один из клапанов, дававший возможность медленному выходу газа.
За Мишей следили. Была создана «аполлонка». А он, умница, не заставил себя искать где-нибудь на крыше дома или снимать с верхушек деревьев. Он спокойно приземлился на лужайке. И теперь Миша — уникальный, стильный и, в своём роде, олимпийский сувенир.
— Да… прелесть.
— Он всё умеет. И на брусьях, и по кольцам упражняться. Но когда, простясь с Олимпиадой, Миша пустил слезу… Я был на трибуне для прессы. Журналисты — народ особый, удивить их трудно. Но, оглянувшись по сторонам, я увидел прослезившихся людей. Собственно, слезы смеялись, и по щекам текли слезы. Как это удалось вам добиться такого эффекта?
— Ну, это не моя заслуга. Вообще-то хочу сказать сразу: над церемониями открытия и закрытия Игр работал огромный коллектив. Вместе со мной трудился народный артист РСФСР Борис Петров из Ленинграда, замечательный мастер, главный режиссёр последней арены. Главный художник Олимпиады — Рафаил Казачек. Главным балетмейстером был народный артист СССР, руководитель Красноярского ансамбля танца Сибири Михаил Годенко, главным дирижёром — народный артист СССР Одиссей Димитриади, главным хормейстером — народный артист СССР Владислав Соколов. Разработкой проблем художественного фона занимался Лев Немчик.
— Художественный фон?
— Да. Искусство уникальное, тонкое, почти ювелирное.
— Как же можно было дирижировать таким огромным количеством людей? Я знаю, что на Олимпиаде на «художественном фоне» было занято почти пять тысяч человек.
— Это целая наука. Сначала художники создают замысел. Затем подбираются краски, предметы, которыми будут «рисоваться» те или иные картины. Например, в этот раз у каждого из пяти тысяч участников «фона» был такой набор предметов: цветные флажки, два шара и два веера, шесть «манишек», которые участники фона надевали. Всеми этими предметами они пользовались иногда одновременно.
— Как же осуществлялось руководство таким «ансамблем»? Скажу прямо: фон на стадионе потряс больше всего. Зрители понимали, что каждая точка в картине — это живой человек с разным характером, с разной реакцией, наконец.
— Вы правы. Я уже говорил, что искусство это ювелирное. Мы привыкли называть Льва Немчика режиссёром «фона». А я бы назвал его ещё и дирижёром. Во время представления он находился на противоположной трибуне, в самом верху, под козырьком. В руках у него был микрофон. «Трибуна фона» радиофицирована. Там находилось несколько приёмников с направленным выходом звука.
Так что тот, кому это не нужно — не услышит ничего. И вот идёт очередная картина. Кто-то ошибается, выбрасывает не тот флажок или надевает не ту манишку. Лев Немчик великолепно чувствует фон, практически безошибочно называет сектор, ряд и место «промахнувшегося». Делается это в считанные секунды. Ошибка устраняется. Мы научились рисовать уникальные живые картины: берёзовую рощу, герб страны… Всего на открытии и закрытии было «нарисовано» 174 картины. Творческому коллективу было грустно расставаться с Олимпиадой. Наша грусть передалась Мише. А научить его плакать — это было уже делом техники. Скажу только, что «слёзы» у Миши скатывались с 56 по 38 ряд.
— Иосиф Михайлович, вспомнил день открытия Олимпиады. Появление огня на стадионе, момент передачи факела из рук Виктора Санеева Сергею Белову. Когда Белов подбежал к «фону», и на нём стала появляться серебристая дорожка, трибуны взорвались аплодисментами. Помните?
— Дорожка над фоном — это действительно была находка. В Швейцарии, в штаб-квартире МОК, мне показали киносъёмки церемоний открытия многих Олимпиад. Я обратил внимание на одну деталь: спортсмены с факелами, направляясь к чаше, всё время были спиной к зрителям. Хотелось избежать этого. Появился замысел дорожки, на которой факелоносец к любой трибуне находился бы в профиль. Сколько же трудностей пришлось преодолеть, прежде чем появилась дорожка! Всё создание прошло при участии нескольких научно-исследовательских институтов. Продумывалось, просчитывалось всё: и крутизна подъёма, и материал, и шероховатость поверхности. Скажу только, что в дорожке было 151 щит, и они были подогнаны идеально.
— Иосиф Михайлович, в одном из многочисленных интервью, которые давали журналистам зарубежные гости Олимпиады, один деятель выразился так: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти — никогда». Хотелось бы услышать ваш комментарий к этому.
— Совершенству нет предела. Это доказано в недавней спортивной борьбе, где установлены десятки мировых, олимпийских и национальных рекордов. Что же касается открытия и закрытия Олимпиады, то каждый участник, убеждён в этом, вложил в них все свои чувства, сердце, вдохновение.
В. ИТКИН
(Корр. ТАСС)
Москва.